Н.Сердюк: "Обостренное чувство ответственности.
Касается всех"
Как ни странно, но есть дата, которую невозможно найти ни
в одном календаре. Впрочем, странного в этом, пожалуй, ничего
нет, поскольку она не считается официальной, при этом прочно
войдя в сознание политического электората - сто дней у власти.
Сто дней - именно столько прошло с момента избрания главой
муниципального образования г.Оленегорск с подведомственной
территорией Николая Леонидовича СЕРДЮКА. Цифра символическая
- наверное, оттого, что круглая, поскольку это еще слишком
мизерный период времени, чтобы подводить глобального масштаба
итоги. Однако, трудно отрицать и нельзя не заметить, что позитивные
перемены в Оленегорске налицо. И в отличие от героя всегда
актуальной "Свадьбы в Малиновке", вопрошавшего -
какая нынче власть в городе, важно, что в Оленегорске она
теперь просто есть.
- Николай Леонидович, тема нашего разговора обозначена,
однако, если не возражаете, вернемся к событиям трехмесячной
давности. Ваше мнение о том, как проходили выборы, принимая
во внимание факт использования вашими конкурентами грязных
технологий?
- Честно говоря, не хотелось бы к этому возвращаться, поскольку
сегодня уже нет необходимости считаться с тем, что мои оппоненты
позволили себе быть некорректными по отношению ко мне. Оленегорцы
сами разобрались, где правда, где ложь. Поэтому сейчас вопрос
состоит не столько в том, чтобы найти ответчика за нелицеприятные
пасквили в мой адрес и привлечь их к суду, а прежде всего
в том, чтобы заниматься делом, которое мне поручено избирателями
на выборный срок.
- Три месяца назад вы приняли город с большими долгами
и дефицитом бюджета - уже в июне. Не чувствовали себя чиновником,
брошенным на амбразуру?
- Финансовое состояние муниципального образования я досконально
знал задолго до того, как принял решение участвовать в выборной
кампании. Для меня не было новостью, что долги составляют
половину всего городского бюджета. Но я знал и другое, что
если оставить все, как есть и не противостоять сложившейся
в прежнем руководстве муниципальным образованием тенденции,
то это, по сути дела, означало не оказать помощь населению
Оленегорска и района, а точнее - избирателям, в решении их
насущных проблем. Поэтому я не мог оставаться в стороне, поэтому
участвовал в выборах, поэтому принял на себя ту ответственность,
которую предполагает и накладывает кресло главы муниципалитета.
- Какой опыт вы приобрели, занимая новый пост? Если приобрели,
конечно.
- Приобрел ли я опыт? Скорее, я использовал уже имеющийся.
Опыт нужно приобретать от кого-то, мне же, при всем желании,
учиться в администрации было не у кого. Поэтому то, что я
имел в своем багаже знаний, мне очень пригодилось. Считаю,
что нужно организовывать и организовать работу так, чтобы
во главу угла ставились не расходы бюджета, как это наблюдалось
раньше, а забота о том, как обеспечить доходную его часть.
Этим я требую заниматься всех с первого дня своей работы,
и некоторым такая постановка вопроса оказалась не по нраву.
- На прошлой неделе состоялась ваша встреча с С.А.Никитаевым,
заместителем Губернатора Мурманской области. Вполне закономерно
предположить, что инициатива была вашей?
- Если говорить о встречах с руководством области и в частности
с С.А.Никитаевым, то они носят систематический характер. Проходят,
безусловно, по моей инициативе. Их цель - уточнение позиций
и возможностей областного и консолидированного бюджетов в
стабилизации нейдовлетворительно складывающейся финансовой
ситуации в нашем муниципальном образовании.
- Назовете цифры?
- На 1 июня, то есть 100 дней назад, кредиторская задолженность
муниципального образования в целом составляла 120 млн. рублей,
плюс к ней - непогашенный кредит - 14,5 млн. рублей. Таким
образом, общий долг местной казны составил половину всего
годового бюджета. Учитывая, что с 2001 года изменилась направленность
поступления налогов не в пользу территорий (отменен налог
на содержание жилья и объектов соцкультбыта, напрямую поступающий
ранее в местную казну, ни копейки не предусматривалось оставлять
на месте от хорошо собираемых налогов на добавленную стоимость
и содержание автодорог и т.д.), то надеюсь, все понимают,
с какими финансовыми трудностями изначально пришлось столкнуться.
- Разве главные финансисты администрации остались в стороне?
- По сути дела - да. Начальник управления финансов Л.Н.Демянчук
и главный бухгалтер администрации Е.А.Сальникова почти одновременно
подали в отставку.
- По какой причине?
- Официально - по личному заявлению в связи с уходом на пенсию.
В действительности - не пожелали в будущем разделить ответственность
за возможные последствия возникшего в том числе и с их участием
финансового кризиса.
- Вы в очередной раз озвучили информацию о катастрофической
нехватке средств в бюджете. Традиционно беспокойство о бюджетниках
- что ожидает эту категорию работников в оставшийся до конца
года финансовый период?
- К сожалению, согласно утвержденному на 2001 год бюджету
г.Оленегорска и подведомственной ему территории недофинансирование
учреждений образования составляет около 40%. В бюджете менее
чем на 10% от расчетных предусмотрены расходы на отопление
школ, детских садов, помещений дополнительного образования,
культуры, спорта. Дефицит средств на эти цели составляет более
10 млн. рублей. Нетрудно догадаться, что и кого ожидает при
таком раскладе, если оставить все так, как есть.
- Знаем, что принимаемые вами меры направлены на снижение
этих и других отрицательных ожиданий. Расскажите об этом подробнее.
- Безусловно, все упирается в деньги. Но, с другой стороны,
все-таки права пословица "Не имей сто рублей, а имей
сто друзей", вобравшая в себя вековой общественный опыт.
Ее мы и приняли в качестве еще одного руководства к действию.
Создание партнерских, заинтересованных отношений со всеми
физическими и юридическими лицами, неравнодушными к судьбе
города, его жителей - долгосрочная задача нынешней администрации.
Начало положено. Принятыми руководством ОАО "Оленегорский
ГОК", мехзавода, "Водоканала" и ряда других
предприятий и частных лиц мерами по увеличению объемов производства
и реализации товаров и услуг позволили за счет отчислений
налогов на прибыль и подоходного налога увеличить поступления
в городскую казну по сравнению с плановыми. На этом основании
в ближайшее время в Городской Совет будут внесены предложения
по изменению бюджета 2001 года с целью увеличения расходов
на заработную плату и коммунальные платежи бюджетным учреждениям.
Однако, и этих средств будет недостаточно, если все другие
расходы бюджета оставить на прежнем уровне. Именно по этим
причинам с 1 июня введен режим строгой экономии по всем расходным
статьям. Начали с самой администрации - с 1 июня 2001 г. приостановлено
начисление премий, сведены к минимуму затраты на командировки,
транспорт, телефонные переговоры, текущие расходы. Аналогичные
указания получили все руководители бюджетных учреждений, коммунальных
служб города с соответствующей корректировкой статей в бюджете.
К сожалению, некоторые из них, при большом недофинансировании
защищенных статей (зарплата, питание, а также коммунальные
услуги) "умудрились" не только "продавить"
в бюджете небывалые ранее текущие и капитальные расходы, но
и до 1 июня заключить договоры подряда и большинство из них
профинансировать на 100% к годовому плану. Созданными комиссиями
проведен ряд проверок соответствия смет фактически выполненным
работам. Почти везде "тип-топ" - ведь подрядчики
сами составляли себе сметы, дабы не оказаться в накладе. А
если и этого оказывалось мало - сметы расширялись, даже если
это не было предусмотрено в бюджете.
- Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.
- Пожалуйста: на ремонт кровли ДЮСШ по бюджету было выделено
512 тыс. рублей. В.П.Порошниченко, начальник городского управления
образования, заключил договоры с подрядчиком из Апатитов на
сумму, в два раза превышающую указанную. Непонятно, какими
принципами руководствовалась прежняя администрация, давая
"добро" на евроремонт здания бывшей столовой № 2
(определенного под архив), утвердив смету более чем на 1 млн.
рублей. Впрочем, по этому объекту комиссия установила несоответствие
выполненных работ даже по составленной подрядчиком смете почти
на 300 тыс. рублей. Естественно, выплата этих средств приостановлена,
благо, что до 1 июня деньги в полном объеме не ушли из казны.
В предприятии "Оленегорские тепловые сети" при 8-миллионных
убытках за 4,5 млн. рублей (такой первоначально была сумма
в договоре) был нанят иногородний подрядчик - произвести переукладку
около 300 м теплотрассы по ул. Кирова. Только при первоначальной
ревизии сметы удалось почти на два миллиона сократить сумму
договора подряда. Поскольку большую часть работ на этом объекте
поручено выполнять "Теплосетям" собственными силами,
затраты будут сокращены еще как минимум в два раза. Можно
продолжать, но, полагаю, достаточно этого.
Исключение подобных ситуаций в дальнейшем будет достигаться
путем изменения учредительных договоров, в которых должны
быть четко прописаны права администрации, контролирующей,
как и положено учредителю, всю производственную и финансовую
деятельность муниципальных учреждений и организаций на всех
этапах, в том числе заключение ими договоров - что не делалось
ранее.
- Николай Леонидович, зима не за горами и уже только от
этого становится холодно. Как всегда в ее преддверии население
волнует то, как решается вопрос обеспечения топливом котельных?
- Подготовка городского хозяйства к зиме и в частности обеспечение
котельных топливом, являются приоритетным в моей деятельности,
поскольку это основа нормальной жизни города в столь длительный
и нелегкий период времени. Уголь (ОАО "Олкон") для
Оленегорска и мазут ("Тэкос") для п.Высокий завозится
по мере расчетов населения и бюджета за потребленное тепло.
До начала пуска горячей воды текущую задолженность по жилому
фонду комбинату в размере 56 млн. рублей удалось даже несколько
(на 3 млн. рублей) перекрыть. Решающую роль в этом погашении
сыграл Департамент финансов области - в счет дотации непосредственно
перечислено 25 млн. рублей поставщикам угля и 5 млн. рублей
поставщикам мазута для п.Высокий.
На последней встрече с С.А.Никитаевым достигнута договоренность,
что в сентябре будет перечислено еще 10 млн. рублей и, возможно,
в октябре оказана помощь также в размере 10 млн. рублей. На
результатах договоренности положительно сказался тот факт,
что в Оленегорске, как и в других городах области, с 1 августа
до 50 % поднят уровень платежей населения за тепло. Благодарю
всех оленегорцев и жителей Оленегорска-8, с пониманием отнесшихся
к этому мероприятию. Со своей стороны мы изыскивали и продолжаем
изыскивать средства для финансирования из бюджета субсидий
и социальной адресной помощи тем, кто не в состоянии самостоятельно
рассчитаться с долгами по квартплате, которые все же продолжают
оставаться высокими - около 25 млн. рублей. Не имея в полном
объеме бюджетного финансирования, большие долги за тепло остаются
за Управлением образования, другими бюджетными и муниципальными
предприятиями. При условии погашения этих долгов, а также
всех предыдущих за прошлые годы до начала сезона завозки угля,
проблема с углем в настоящее время так бы остро не стояла.
Но, увы, сейчас мобильного (без учета госрезерва, который
равен 35 т) угля на котельной находится около 60 тыс. тонн
- на весь отопительный сезон необходимо 180-200 тысяч.
- Когда начнется подключение отопления в жилых домах?
- С большим трудом, но теплосети и теплосистемы будут подготовлены
к пуску тепла не позднее 15 сентября. В этом году в отличие
от предыдущих ведется промывка домовых систем, и "ОТС"
поставлена задача осуществить ее во всех домах. Вынужден констатировать,
что имеют место случаи срыва графика - уж очень долго раскачивались,
но они не проходят без должного разбирательства и оценки действий
исполнителей, включая высших должностных лиц. Что касается
теплоснабжающей организации, т.е. котельной ОАО "Оленегорский
ГОК", то с ее стороны есть намерения как можно позднее
начать отопительный сезон в целях экономии угля. Резон есть:
не будет морозов - можно потерпеть сентябрь. Но упаси Бог,
если в январе-феврале произойдет срыв завоза угля: ведь придется
работать с колес - тогда катастрофа. Вот ее-то допустить нельзя.
- Как быть с детскими садами, школами?
- С четвертого сентября начато подключение отопительных систем
детских садов, школы-интерната, детского дома, приюта. При
этом от ЖКХ управления образования требуется тщательно контролировать
режим отопления, не допускать утечек. По результатам запуска
этих учреждений будет сделан анализ расхода тепла по городу.
Важно, чтобы его суммарная величина не превышала допустимой
нагрузки на один котел, т.к. ввод второго котла будет сопряжен
с двухразовым увеличением расхода угля. Последнее возможно
только в отопительный период для всего города. По предварительным
прикидкам, если на первой стадии удержимся на плановом расходе,
то, возможно, уже на следующей неделе начнется подключение
к теплу и школ.
- Как обстоят дела в других населенных пунктах муниципального
образования?
- Обстановка в них постоянно находится под контролем. В частности,
решается вопрос обеспечения отдаленных населенных пунктов
и п.Высокий топливом для котельных. Если останавливаться на
ситуации в п.Высокий подробнее, замечу, что и здесь была проведена
большая работа. 13 августа в поселке появилась горячая вода,
для чего предварительно был погашен пятимиллионный долг за
тепло; на 112% выполнены запланированные бюджетным финансированием
работы по ремонту кровель; отремонтировано свыше 4,5 тыс.
квадратных метров мягкой кровли; завезено 60 кубических метров
песка; выполнен ремонт дорожных покрытий - правда, не в полном
объеме; в соответствии с графиком ведутся работы по опрессовке
и ремонту тепловых сетей. Поэтому можно уверенно сказать о
том, что в п.Высокий с подготовкой к зиме порядок. На состоявшейся
18 августа по случаю празднования Дня Военно-воздушных сил
России и 65-летия авиации Северного Флота встрече с командованием
гарнизона были подведены промежуточные итоги, определены дальнейшие
конкретные задачи, решением которых мы занимаемся.
- В каком населенном пункте дела обстоят наиболее плачевно?
- В Лапландии. Плачевное положение населения здесь обусловлено
тем, что станция Лапландия как таковая прекратила свое существование:
все грузоперевозки переданы на ст.Оленегорск. Испытываемые
лапландцами трудности связаны со средствами связи, электро-,
теплообеспечением. Эти и другие проблемы не остаются без внимания.
Летом удалось осуществить ямочный ремонт старой лапландской
автодороги, и тем самым улучшить транспортное сообщение с
поселком.
- Кстати, о дорогах - лучше они стали и в Оленегорске…
- Хотя ремонт и, так называемый, ямочный, но мы смогли его
сделать благодаря усилиям организации, возглавляемой П.А.Бухтеевым
(по объездной дороге, ул.Энергетиков, Кирова), силами ЖКХ
(ул.Строительная, Мира, внутриквартальные автодороги и тротуары).
Объемы недостаточные, но эта работа будет продолжаться до
тех пор, пока нам будет позволять погода и мы обязательно
вернемся к ней в новом сезоне.
- Одно из наиболее зримых направлений вашей деятельности
- благоустройство. В принципе - это объяснимо: город пребывает
в запустении. Ну и благоустраивали бы, не торопясь. Вы же
придали благоустройству статус приоритета и активно принялись
за работу. Почему?
- Все довольно просто. Ведь есть же другие города - в которых
чисто, красиво, уютно. Оленегорцы тоже должны жить в чистом,
красивом и уютном городе. Будучи депутатом областной Думы,
я неоднократно обращался к прежнему руководству администрации
с предложением взяться за дело, но всякий раз моя инициатива
не находила поддержки. Ну а теперь, как говорится, сам Бог
велел. Хотелось бы видеть Оленегорск не тем захолустным полупоселком-полугородом,
каким он видится и нам, и его гостям в последнее время, а
хотя бы приблизить его к уровню других, достойных примера
городов. Стремление к этому есть. Бесспорна в этом начинании
роль Союза промышленников и предпринимателей. Предприятия
и предприниматели, входящие в этот Союз, первыми откликнулись
на наше предложение по закреплению и благоустройству городской
территории. Особую признательность и благодарность выражаю
коллективам ОАО "Оленегорский ГК", "Водоканалу",
ДРСУ, ОМЗ, ДСУ и персонально их руководителям В.В.Васину,
В.Г.Мошникову, П.А.Бухтееву, А.Н.Маркееву, А.А.Хохлову, которые
в летний период активно приводили в надлежащий вид детские
и спортивные площадки, ремонтировали и красили качели, карусели,
участвовали в городских субботниках и декадниках по уборке
улиц, скверов. С трудом, но приняли программу приведения в
порядок внешнего вида и близлежащих территорий большинство
владельцев киосков и магазинов. Надеюсь, что и в посадке деревьев
осенью мы найдем со всеми взаимопонимание.
Единственное, бывает обидно, когда это стремление перечеркивается
непониманием и безалаберностью некоторой части горожан, не
ценящих вложенный в благоустройство труд, не дорожащих его
результатами. Мои претензии не только к этим жителям; есть
серьезные претензии, и я не устаю их повторять, к службам
городского хозяйства, к отделам администрации, прежде всего,
к архитектурному.
- Раз уж речь зашла об отделах администрации, как вы оцениваете
деятельность отдела молодежи? Удовлетворяет ли вас уровень
проводимых в городе культурных мероприятий?
- Молодежная политика крайне необходима, но по существу она
в городе отсутствует. Как минимум, ее проведение должно обеспечивать
занятость подростков и молодых людей в летнее время, когда
многие из них остаются в городе. Делаю на этом акцент потому,
что мне уже пришлось столкнуться с упомянутой проблемой. Вот
где поле деятельности. И как оказалось из моего опыта общения
с молодежью, мало кто знает даже фамилии работников этого
отдела, не говоря уже о проводимых им мероприятиях. Что касается
уровня мероприятий - он оставляет желать лучшего.
Не могу не отметить, что есть в городе здоровые силы, которые
имеют желание и всесторонне развиваться, и оказывать помощь
нуждающимся в ней - особенно старикам. Есть инициативные люди,
создающие центры привлечения молодежи. В числе пользующихся
у молодых заслуженным авторитетом П.А.Бухтеев, В.Ф.Барыкин,
П.В.Молоков, А.Р.Нестерович, В.И.Крук и другие. Среди их воспитанников
- призеры различного, в том числе мирового, уровня спортивных
соревнований. Конечно, это не самоцель, но это пример для
других ребят. Эти люди полностью отдают себя работе с молодежью,
и опора в ней должна быть именно на них. Со своей стороны
мы и в дальнейшем будем поддерживать все позитивные начинания
оленегорских спортсменов, развивать массовую физическую культуру.
Безусловно, хорошо бы иметь больше средств на укрепление спортивной
материально- технической базы. И в рамках оленегорского Союза
промышленников и предпринимателей мы имеем некоторые положительные
результаты - в этом году удалось приобрести форму и организовать
участие нашей команды по футболу в первенстве области (100
тыс. рублей на эти цели выделил ГОК); рассматривается вопрос
воссоздания хоккейной команды. Причем, не ставится цель создания
команды мастеров - пока эта задача нам не по плечу. В первую
очередь необходимо привлечь к зимним видам спорта как можно
больше детей и подростков. Двери Ледового Дворца спорта открыты
для всех, желающих примут и городские ледовые площадки - главное
их вовремя обустроить.
- В огромном объеме решаемых проблем не потерялся ли сам
рядовой оленегорец, ради блага которого все, в общем-то, и
делается?
- Нет, не потерялся. И я стараюсь в корне изменить сложившуюся
порочную практику "отфутболивания" тех, кто ходит
по инстанциям со своими бедами, и требую от руководителей
всех служб, чтобы каждому было оказано внимание и максимально
выполнена его просьба.
- Лозунг, с которым вы победили на выборах - "Наш
город - наша гордость". Звучит красиво. А есть ли то,
чем вы можете гордиться уже сейчас?
- За сто дней только в программе господина Явлинского собирались
перейти от социализма к капитализму. Мы себе такую цель не
ставили. И вообще, сто дней - это не тот период, когда можно
подводить итоги. Тем не менее, считаю важным обратить внимание
на то, что при всем существующем тяжелейшем финансовом положении
мы смогли обеспечить летний отдых детей; подготовить к новому
учебному году школы, детские сады, помещения учреждений дополнительного
образования; ни один из бюджетных работников не остался без
заработной платы и отпускных; в значительной степени смогли
реализовать решение областной Думы по оказанию социальной
адресной помощи; активизировать работу по переработке гуманитарного
зерна на муку для малоимущих, учреждений образования, больницы.
Важно, что удалось изменить отношение, уверен - большинства
горожан, в сторону сопричастности и сопереживания за свой
город; удалось, хотя пока не в полной мере, изменить психологию
руководителей служб городского хозяйства, повернуть их к городским
проблемам - эта работа всегда требует большого внимания. Мы
стараемся сделать так, чтобы у каждого руководящего работника
было обостренное чувство ответственности за судьбу города,
каждого его жителя. Это касается всех.
- "Обостренное чувство ответственности" - это
можно считать ответом на вопрос, как формулируется главный
принцип вашей работы на ближайшие четыре года?
- Да. По сути, это инструмент, который позволит мне реализовать
наказы избирателей.
- Пожалуйста, несколько слов в заключение.
- Уважаемые жители г.Оленегорска, п.Высокий, всего муниципального
образования! В первую очередь хотел бы призвать вас к терпению.
Нереально сразу, в одночасье, выправить существующую ситуацию,
она сложна не только в нашем городе - в стране в целом. На
это нужны годы, да и проблем у нас на пути будет еще много.
Но уверен - будут и праздники. Желаю вам этих праздников побольше
- и в душе, и в семье каждого из вас.
Беседовала Ольга ВЕНСПИ. "Заполярная
руда"
|