Жилищно-коммунальная реформа по-оленегорски
На неделе глава администрации Оленегорска
Николай Леонидович Сердюк встретился с корреспондентами
"Горняцкого вестника" и "Заполярной руды",
чтобы рассказать о весьма непростой финансовой ситуации, сложившейся
в городе. Со страниц газет глава обратился ко всем оленегорцам
с просьбой понять и принять те меры, которые исходя из сложившихся
обстоятельств вынуждена ввести городская власть.
Уважаемые Оленегорцы! В условиях роста цен и тарифов, при
одновременном снижении доходной части местного бюджета (из
- за перераспределения налоговых платежей в пользу федерального
центра), считаю своим долгом выразить озабоченность создавшимся
положением и, в связи с этим, изложить характер действий администрации.
Доходная часть местного бюджета составляет 265 миллионов рублей
- даже при самых оптимистических прогнозах она лишь на 50%
покрывает минимально-необходимые расходы. Но в реальности
картина еще суровее: в доходную часть бюджета ожидается поступлений
на сумму не более 204,5 миллионов рублей, тогда как дефицит
средств на оплату труда работникам бюджетной сферы, с учетом
отчислений, составляет около 100 миллионов рублей. По этой
причине, мобилизовав в январе - феврале 2002 года более 70
процентов всех поступивших в муниципальный бюджет доходов
(без учета целевых субвенций), нам удалось к 1 марта выплатить
повышенную заработную плату работникам бюджетной сферы за
декабрь и январь. При этом 80% декабрьской зарплаты было выплачено
за счет доходов 2001 года.
На сегодняшний день образовалась месячная задолженность по
заработной плате (15,2 миллионов рублей). Даже при достигнутом
уровне мобилизации всех доходов, к началу отпускного сезона
(до 01.07.02.) эта задолженность увеличится, как минимум,
в три раза и составит 45 - 48 миллионов рублей. Из чего выплачивать
отпускные работникам бюджетной сферы, которые в сумме превысят
30 миллионов рублей? - вопрос остается открытым.
В то же время, мобилизовав все средства на выплату зарплаты,
мы не можем компенсировать расходы бюджетных организаций по
коммунальным платежам, выплатам опекунам, приобретению лекарств,
питанию в больнице и детских учреждениях… Жилищно - коммунальным
предприятиям нечем компенсировать дотации, субсидии, всевозможные
льготы, которые не покрываются целевыми субсидиями (льготы
военнослужащим, ветеранам).
В связи с перераспределением налоговых платежей в пользу федерального
центра, ростом тарифов и увеличением окладов работникам бюджетной
сферы, кредиторская задолженность местного бюджета за два
прошедших месяца выросла более чем на 12 миллионов рублей
и составила 115,6 миллионов рублей. Кредиторы угрожают отключить
электроэнергию, воду, телефоны, не отпускать в долг продукты
питания. И эти угрозы вполне осуществимы уже в ближайшее время…
В то же время долг населения за жилищно-коммунальные услуги
продолжает увеличиваться и уже превысил 27 млн. рублей.
ОАО "Олкон" из-за несвоевременной оплаты городом
текущих счетов и ранее образовавшейся задолженности (всего
на 01.03.02 долг города составляет 62,17 миллионов рублей)
не в состоянии обеспечить сезонную закупку угля, что грозит
серьезными проблемами с отоплением города в осенне-зимний
период 2002 - 2003 г.г.
МУПП "Оленегорские тепловые сети" - убыточное предприятие
(прямые убытки на 01.01.02 составили 6 миллионов рублей).
Без дотации из бюджета оно не в состоянии латать обветшалые
сети и теплосистемы жилого фонда. Общий износ теплосетей города
превысил 84 процента, а 22 км. труб полностью изношены и находятся
в аварийном состоянии, в том числе и 1230-ти метровая магистральная
теплосеть, питающая две трети города.
Не легче и МПП ЖКХ. Его долг в пенсионный фонд составил около
30 миллионов рублей, убытки на 01.01.02 - около 3 миллионов
рублей. Жилые постройки 1949-1960 годов пришли в негодность,
а средства на их капитальный ремонт и восстановление в бюджете
города не предусмотрены. Отсутствуют средства и на ремонт
дорожных покрытий, тротуаров, благоустройство городской территории.
9 из 70-ти лифтов требуют капитального ремонта, и еще один
необходимо полностью заменить. Но эти мероприятия также не
предусмотрены финансированием…
В прошлом году нам удалось сдержать негативные последствия
бюджетного дисбаланса. В частности, в установленные графиком
сроки выплачивались заработная плата и отпускные работникам
бюджетной сферы, была погашена текущая задолженность бюджета
за коммунальные услуги (тепло, электроэнергию, воду и пр.).
Последнее было достигнуто во втором полугодии и главным образом
- за счет роста собственных доходов (на 30% к плану). Этот
рост был обусловлен тем, что Оленегорский ГОК уплатил в казну
пени в размере 14,8 миллионов рублей, перечислил авансовые
платежи по налогу на прибыль в размере 25,2 миллионов рублей.
Кроме того, нами был пересмотрен целый ряд статей бюджета
и установлена жесткая экономия средств, включая приостановку
с июля выплат премий работникам администрации. По результатам
проведенных проверок из смет бюджетных учреждений были исключены
недостаточно обоснованные расходы. Так же был увеличен сбор
платежей за жилищно - коммунальные услуги.
Все эти меры дали результат, поэтому в целях дальнейшего сокращения
расходов, администрацией города пролонгирован на 2002 год
целый ряд антикризисных мероприятий, в их числе - уменьшение
численности муниципальных служащих на 20 человек, что позволит
сократить расходы на содержание аппарата управления более
чем на 10 процентов в сравнении с 2001 годом. Установлены
задания по сокращению расходов на содержание административно-управленческого
персонала для жилищно - коммунальных служб города и лимитов
потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями. Увеличена
арендная плата за использование муниципального имущества на
1,98%. Сформирована и работает комиссия по увеличению собираемости
арендной платы за землю. И это далеко не полный перечень антикризисных
мероприятий.
Правда, их реализация лишь на некоторое время отодвинет, но
не устранит наметившийся кризис системы жизнеобеспечения Оленегорска
с подведомственной территорией. Положение ухудшается еще и
тем, что финансовое состояние главных бюджетообразующих предприятий
города, ГОКа и ОМЗ, сейчас значительно хуже, чем в 2001 году.
В частности, на горно - обогатительном комбинате из-за роста
тарифов на электроэнергию, услуги Водоканала, МПС, подрядных
организаций, при одновременном уменьшении заказа ОАО "Северсталь"
на ЖРК на 4,3%, прогнозируется снижение рентабельности практически
до нуля.
Обеспеченность заказами Оленегорского механического завода
со стороны его главного заказчика ОАО "Норильский никель"
по сравнению с прошлым годом сокращена более чем на 20%, что
в такой же пропорции ведет к уменьшению объемов производства
и реализации товарной продукции.
О ситуации в Оленегорске информированы депутаты областной
и государственной Думы, администрация области. Представлены
предложения по ее разрешению. Мы вправе ждать финансовой помощи
из области, из федерального центра, однако не следует рассчитывать
на то, что эта помощь покроет все муниципальные расходы...
В создавшихся условиях, чтобы не допустить разрушения всей
системы жизнеобеспечения города, необходимо решить вопрос
о частичной (не говоря пока о 90-процентной, как это предусмотрено
нормативными документами) компенсации расходов ЖКХ за счет
потребителей услуг, т.е. - населения, предприятий и учреждений
города.
Именно поэтому, с учетом всех вышеупомянутых обстоятельств,
Оленегорским городским Советом депутатов принято решение,
и администрацией города опубликовано постановление о
повышении тарифов (с 01.03.02) на услуги МПП ЖКХ и МУПП "Оленегорские
тепловые сети" и увеличении уровня оплаты населением
жилищно-коммунальных услуг до 70%.
Прошу каждого жителя города Оленегорока подойти с должной
ответственностью к оценке создавшейся ситуации. Изменить ее
к лучшему мы можем только сообща, опираясь на доверие друг
к другу. Руководство города ни при каких обстоятельствах не
оставит без поддержки малообеспеченные слои населения. Для
этого мы предусматриваем и будем предусматривать субсидии
на оплату коммунальных услуг, социальную адресную помощь.
В то же время контроль за выдачей субсидий и адресной помощи
будет ужесточен. Недопустимо расходовать бюджетные копейки
на помощь лицам, скрывающим истинные доходы.
В зависимости от состоятельности граждан должны дифференцироваться
начисленные им дотации и суммы субсидий. При этом за основу
будет приниматься установленный в г.Оленегорске норматив на
оплату коммунальных услуг - 20% (общероссийский 22%) от совокупного
дохода семьи. В нашем постановлении учтены и оленегорские
особенности - сравнительно высокий процент населения с очень
низкими доходами. Для этой категории оленегорцев предусмотрено
снижение уровня оплаты коммунальных услуг с 53,4 до 40 процентов.
В целях достижения социальной справедливости при увеличении
доли населения в платежах за жилищно-коммунальные услуги,
администрация города будет и впредь руководствоваться постановлением
Правительства Мурманской области № 181-ПП от 28.09.01 "О
внедрении многоуровневой системы дотаций на жилищно-коммунальные
услуги".
Процесс подготовки решений по данному вопросу не был кулуарным.
Вопрос изменения тарифов и уровня платежей населения за жилищно-коммунальные
услуги рассматривался на расширенном заседании городского
Совета еще в феврале. И ранее на совещаниях с участием специалистов
жилищно - коммунального хозяйства области и города, системы
образования, здравоохранения, культуры, других хозяйствующих
субъектов г.Оленегорска детально обсуждались все аспекты этого
изменения, включая социальные последствия. Не исключена вероятность
неприятия постановления определенным кругом лиц. Но иного
выхода нет.
Всякий раз, когда повышаются тарифы на те или иные виды услуг,
вы вправе, уважаемые земляки, требовать от поставщиков и производителей
их соответствия установленным нормативам по качеству и количеству.
В лице возглавляемой мною администрации города вы всегда будете
находить поддержку и понимание ваших законных интересов и
претензий. Надеюсь, что вынужденные меры будут вами восприняты
с пониманием.
Приглашаю всех желающих на очередную встречу с руководством
администрации города и жилищно - коммунальных служб, которая
состоится 20.03.02 в 16 часов в зале МДЦ "Полярная звезда".
P.S. Глава оленегорской администрации направил письма губернатору
Мурманской области Ю.А.Евдокимову и депутатам Мурманской областной
думы, в которых подробно изложил создавшуюся в городе ситуацию
и обратился с просьбой о выделении 80 миллионов рублей на
погашение задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы,
а также 50-миллионной ссуды на сезонную закупку угля и средств
на реконструкцию аварийного участка теплосетей.
|